Приветствую Вас Гость | RSS
          



Понедельник
25.09.2017, 07:22  Главная      Мой профиль       Выход     Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [33]
Материалы педагогов [13]
Материалы педагогов
Мини-чат
Наш опрос
Зачем педагогу нужен сайт?
Всего ответов: 685
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи [ Добавить статью ]

Предупреждение синдрома эмоционального выгорания у педагогов
Предупреждение синдрома эмоционального выгорания у педагогов

В статье рассматривается синдром эмоционального выгорания у педагогов, факторы и причины его проявления. Анализируются различные подходы к решению данной проблемы и предлагаются эффективные приемы преодоления синдрома, полученные в результате опытно-экспериментального исследования .

В настоящее время деятельность педагога относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью, им свойственен феномен “эмоционального выгорания”, проявляющийся как состояние физического и психического истощения, вызванного интенсивными межличностными взаимодействиями при работе с людьми, сопровождающимися эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью.
Данный синдром возникает в ситуациях интенсивного профессионального общения под влиянием множества внешних и внутренних факторов и проявляется как «приглушение» эмоций, исчезновение остроты чувств и переживаний, увеличения числа конфликтов с партнерами по общению, равнодушие и переживаний другого человека, потеря ощущений ценности жизни, утрата веры в собственные силы. Причем по последним данным [3], данному синдрому подвержен почти каждый педагог (около 90% педагогов ). Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличается высокой эмоциональной загруженностью. По степени напряженности нагрузка педагога сегодня в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций.
Особенностью педагогической деятельности является высокая эмоциональная напряженность. Повторение ситуаций профессиональных стрессов приводит к ослаблению нервной системы педагога , эмоциональных срывов, нервно – психических заболеваний. В своей повседневной работе педагог постоянно сталкивается с необходимостью управления эмоциональными состояниями, которые вызывают проблему поиска наиболее эффективных способов эмоциональной регуляции и саморегуляции педагога в напряженных ситуациях профессиональной деятельности. Поэтому актуальным становится изучение особенностей проявления данного синдрома у педагогов и разработка научно-обоснованных оздоровительных программ, ориентированных на профилактику профессиональных деформаций и заболеваний, а также на восстановление психоэнергетического потенциала педагогов.
С 60-х гг. прошлого века синдром эмоционального выгорания в деятельности педагога стал предметом широкого научного анализа зарубежных авторов, не потерял свою актуальность и в наше время. Об этом свидетельствует большое число публикаций и аналитических обзоров российских (В. В. Бойко, Н. Е. Водопьянова, В. Е. Орел, А. А. Рукавишников, Т. В. Форманюк и др.) и зарубежных авторов (Е. Aronson, A. Pines, Р. Brill, М. Burisch, С. Maslach, S. Jackson; С. Cherniss и другие), которые большое внимание уделяют определению сущности, описанию структуры, причин возникновения, проявления и развития синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности. На сегодняшний день учеными активно исследуются вопросы, связанные с предупреждением и коррекцией синдрома эмоционального выгорания (М. А. Гавриленко, Г. А. Зарипов, М. Rowe, Т. Kurhnir, V. Milbauer и др.).
Синдром эмоционального выгорания, характеризующийся эмоциональной сухостью педагога, расширением сферы экономии эмоций, личностной отстраненностью, игнорированием индивидуальных особенностей детей , оказывает достаточно сильное влияние на характер профессионального общения педагога. Можно предположить, что данная профессиональная деформация мешает полноценному управлению учебным процессом, оказанию необходимой психологической помощи, становлению профессионального коллектива. Педагогическая практика показывает, что у педагогов, подверженных синдрому эмоционального выгорания четко прослеживается факт потери интереса к ребенку как к личности, неприятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны профессионального общения. Такие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость).
Н. В. Кузьмина на основании проведенных ею психологических исследований, заключила, что эффективность деятельности педагога и его комфортное самочувствие как ее субъекта при прочих равных положительных влияниях обеспечивают: оптимальный уровень интеллектуального развития, синтетический, целостный, когнитивный стиль с высоким показателем дифференциации, гибкость и конвергентностъ мышления, активность, высокий темп реакции, лабильность, эмоциональная устойчивость, высокий уровень саморегуляции [2].
В результате исследований выявлены факторы, вызывающими профессиональное выгорание:
- большое количество социальных контактов за рабочий день,
- предельно высокая ответственность,
- необходимость быть все время в «форме».
Таким образом, обобщая работы авторов, стоит отметить, что в настоящее время наиболее распространенной является точка зрения, что синдром эмоционального выгорания затрагивает не только профессиональную, но и ценностно-смысловую сферу личности в целом. В таком контексте, выгорание рассматривается как неадаптивная реакция здоровых людей на стрессовую ситуацию на работе, которая отражает неспособность справиться с внутренним и внешним давлением трудовой деятельности.
Современным обществом декларируется образ социально успешного человека, это образ уверенного в себе человека, самостоятельного и решительного, достигшего карьерных успехов, поэтому педагог в своей деятельности стремится к успешному решению поставленных перед ним задач, независимо от воздействующих на него негативных факторов. Он пытается сохранять самообладание, оставаться для воспитанников примером в личностном плане. Однако самому педагогу порою бывает трудно справиться с подобными ситуациями.
На сегодняшний день в разрешении обозначенных выше трудностей предлагаются разнообразные подходы. Наиболее распространенные из них:
- непрерывное психолого-педагогическое образование педагога, повышение его квалификации (знания, полученные в период обучения в ВУЗе, быстро устаревают, компетентность специалиста снижается на 50%);
- система поощрений со стороны администрации (материальные и моральные);
- методы психологической разгрузки (релаксация на работе, организация рабочего места);
- саморегуляция (в случае, когда педагог сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения или предполагает несколько альтернативных вариантов).
Однако, несмотря на многообразие подходов, проблема сохраняется. Необходим поиск возможностей формирования психологических условий, разработке и совершенствовании мероприятий, направленных на предупреждение синдрома эмоционального выгорания в деятельности педагога.
Для поиска новых подходов к преодолению синдрома выгорания была проведена опытно-экспериментальная работа среди воспитателей детского сада . Опытным путем были определены эффективные приемы для предупреждения синдрома. Среди них прием аутогенной тренировки, который основан на сознательном применении человеком различных средств психологического воздействия на собственный организм и нервную систему с целью их релаксации и активизации. Данная тренировка рекомендована нами для использования в ситуациях повышенной эмоциональной напряженности. Целенаправленное изменение настроения, самочувствия положительно отражалось на работоспособности и здоровье испытуемых.





Список использованной литературы

1. Вяткин Б.А. Метаиндивидуальность и ее проявления у учителей начальных классов / Б. А.Вяткин // Вопросы психологии. - 2001. - №3. - С.70-78.
2. Митина Л. М., Асмаковец Е. С. Эмоциональная гибкость педагога. М., “Флинта”, 2001 г. – 257 с.
3. Орел В. Е. Феномен “выгорания” в зарубежной психологии: эмпирические исследования. Журнал практической психологии и психоанализа. 2001 г. сентябрь.

Источник: http://интернет ресурс
Категория: Мои статьи | Добавил: 1233425 (30.03.2015) | Автор: Динара E
Просмотров: 389 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт


...

Поиск

Моя эл.почта: valeriya69@mail.ru
В соответствии с Законом об авторском праве перепечатка, копирование, использование авторских материалов сайта целиком или по частям только с письменного разрешения автора или с обязательным указанием Ф.И.О. автора и размещением активной ссылки на сайт! Материал, выставленный на сайте, взят из открытых источников и используется исключительно в некоммерческих целях.
Сделать бесплатный сайт с uCoz