Приветствую Вас Гость | RSS
          



Понедельник
20.11.2017, 20:34  Главная      Мой профиль       Выход     Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [33]
Материалы педагогов [13]
Материалы педагогов
Мини-чат
Наш опрос
Зачем педагогу нужен сайт?
Всего ответов: 685
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи [ Добавить статью ]

Методическое применение метода моделирования
Методическое применение метода моделирования

Моделирование как универсальное учебное действие может использо-ваться в обучении для реализации следующих целей:
- построения модели ориентировочной основы умственного действия;
- как средство обобщения и систематизации наблюдаемых фактов и явле-ний;
- для решения познавательных задач по исследованию изучаемого поня-тия;
- для лучшего запоминания учебного материала.
Использование метода моделирования на уроках литературного чтения позволяет научить школьников
- правильно строить рассуждения и сравнения;
- проводить композиционный анализ литературного произведения,
- помогает осмыслить содержание прочитанного за счёт его образной конкретизации и обобщения.
Некоторые примеры использования метода моделирования на уроках ли-тературного чтения в начальной школе при формировании основных УУД.
Требование к результатам изучения этого предмета включают формиро-вания всех видов УУД: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных, с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации. Литературное чтение — осмысленная, творческая духов-ная деятельность, обеспечивает освоение идейно-нравственного содержа-ния художественной литературы, развитие эстетического восприятия.
На учебном предмете «Литературное чтение» при работе с произведением П.П. Ершова «Конёк-Горбунок» обеспечивается формирование следующих УУД:
- смыслообразования через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;
- самоопределения и самопознания на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации.
При изучении произведения М.М. Пришвина «Кладовая солнца» проис-ходит формирование другого УУД: формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с природой России. М.М. Пришвин через картины природы, доброе отношение к животным и заботу о них передаёт детям светлое чувство любви к Родине.
№ п/п УУД Что определяли? Как определяли?
1. Личност-ные Самоопределение
Смыслообразова-ние
Нравственно-этическое оцени-вание Упражнение: «Цвет настроения»
Методика каузальной атрибуции успе-ха/неуспеха
Методика «Кто Я?» (М. Кун)
Методика «Хороший ученик»
Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера)
«Незавершённая сказка»
Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю. Ксензовой). Опросник мотивации
Методика «После уроков» (норма взаимо-помощи)
Опросник Е. Кургановой
«Булочка» (модификация задачи Ж. Пиаже)
2. Регуля-тивные Целеполагание
Планирование
Составление плана и последовательности действий
Прогнозирование
Контроль
Коррекция
Оценка Наблюдение учите-лем за учащимися на уроке и ведение журнала наблюдений. Анализ выполнения учащимися самостоятельных и творческих работ.
3. Познава-тельные Самостоятельное выделение и форму-лирование познавательной цели.
Поиск и выделение необходимой ин-формации.
Применение методов информацион-ного поиска.
Постановка и решение проблем. Устные и письменные ответы, выполнение тестовых работ.
4. Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог.
Участие в коллективном об-суждении проблем.
Учёт позиции других людей
Работа в группах. Упражнение «Я рад общаться с тобой»
Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман)
Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант)
Задание «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже)
Методика «Кто прав?» (методика Г.А. Цукерман и др.)

Методические рекомендации для молодого учителя по особенностям формирования УУД в рамках уроков «литературного чтения» на ос-нове метода моделирования

Примеры заданий, направленных на диагностику УУД:
Задания на диагностику личностных результатов:
Объясни, как ты понимаешь выражение …
Подумай, какими словами можно заменить выражение …
Оцени поступки главных героев (героя) произведения.
Предложи свои варианты ….
Выскажи предположение ….
Задания на диагностику регулятивного УУД — планирование дея-тельности:
Какова цель деятельности на уроке? (постановка цели учеником)
Планирование на уроке собственной учебной деятельности при выполне-нии заданий учителя.
Выбор необходимых средств для решения поставленных учебных задач (учебник, дополнительные пособия, словари).
Контролирование результатов собственной деятельности (по инструкции и без).
Задания на диагностику познавательных УУД — поиск информации, логические операции:
Прочитай текст, оцени его на наличие необходимой информации для ре-шения поставленной задачи урока.
Выявление последовательности действий героев в произведении.
Оценка определения истинных и ложных высказываний.
Высказывание собственных выводов после выполнения заданий.
Задания на диагностику коммуникативных УУД:
- Нарисуй понравившегося героя.
- Покажи свой рисунок соседу.
- Обсудите, почему вы выбрали таких героев.
- Работа в парах.
- Степень участия в диалоге, дискуссии.
В таблице представлены наименования методик, позволяющих оценивать результативность формирования УУД на уроках литературного чтения.

УУД: формирование эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставле-ния их позиций, взглядов и мнений; формирование умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей. Например, Ю.К. Олеша «Три Толстяка». При анализе данного произведения можно предложить следующие вопросы:
1. Что символизируют Три Толстяка?
2. Почему у всех главных героев сказки есть имена, но их нет у Трёх Тол-стяков?
3. Дай характеристику герою, не называя его. Какой он? Кто это? Пред-ложи товарищу угадать героя.
4. Какие «простые высокие истины» открыла для тебя сказка Ю.К. Оле-ши?
УУД: Морально-этическая ориентация и нравственная оценка: действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содер-жания и нравственного значения действий персонажей, формирование нравственной позиции учащихся на основе опыта эмпатии и сопережива-ния; формирование эстетических чувств. Примером могут служить сле-дующие задания: «Найди слова, в которых выражена главная мысль рас-сказа. Что значит «быть настоящим человеком»?; «Кого вы можете на-звать другом? Попробуйте написать рассказ или стихотворение о своем друге. Прочитайте стихотворение А. Барто «Сонечка». Можно ли назвать Сонечку другом? Почему? Как вы назовёте одноклассников Сонечки? Обоснуйте свой ответ».
Коммуникативные универсальные учебные действия в курсе литератур-ного чтения обеспечивают развитие основных видов речевой деятельно-сти (слушания, чтения, говорения и письменной речи). Формированию коммуникативных действий способствует методика учебной дискуссии, которая формирует такие важные коммуникативные умения, как умение слушать собеседника, понимать возможность существования различных точек зрения на один текст. Необходимость реализации собственных за-мыслов, их воплощения в слове и трансляции требует от детей интенсив-ного освоения средств языковой коммуникации. Учащиеся приобщаются и к особой, характерной для искусства форме коммуникации — они всту-пают в «диалог» с автором через текст.
Виды коммуникативных действий:
1. Сотрудничество и кооперация: Чтение как кооперация (чтение по це-почке или по ролям). Примером могут служить следующие задания: «Подготовься вместе с одноклассниками к инсценированию.
Распределите с одноклассниками роли»; «Какой фрагмент статьи оказался для тебя наиболее сложным? Найди его и попытай понять. Если потребуется — используй словари, дополнительную литературу, консультируйся со старшими».
2. Интеллектуальный аспект коммуникации — учёт позиции собеседника. Обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения.
3. Постановка вопросов по изучаемому произведению. Например: «По-ставь вопросы к статье. Для этого: перечитай произведение, выделяя то, о чем хочешь спросить; сформулируй вопросы; задай вопросы однокласс-никам».
4. Речевые умения: участие в диалоге или дискуссии о героях и их по-ступках; умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передавая особенности образов героев; владение монологи-ческой речью (умение находить в тексте монологи героев и читать их, составлять высказывания о героях и их поступках, о произведениях и книгах); оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста) и т.д.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организа-цию учебной деятельности и самостоятельной работы с произведениями и книгами. Регулятивные универсальные учебные действия развиваются с помощью заданий: 1) на составление плана (план текста, устного рассказа, сочинения); 2) на проведение самопроверки; 3) на редактирование текста. Основой для формирования регулятивных универсальных учебных действий служат памятки (алгоритмы действий), которые должны усложняться от класса к классу.
Виды регулятивных действий:
1. Целеполагание, планирование: «Какие слова и выражения в этом тексте непонятны для тебя? Как можно выяснить их значения?». Планирование осуществляется детьми в процессе подготовки коллективных инсценировок, различных видов групповой работы и создания собственных сочинений.
2. Прогнозирование: «Прочитай заголовок следующего произведения. Подумай, о ком оно»; «Как ты думаешь, чем закончится эта история?».
3. Контроль (волевая саморегуляция): «Составь план части. Постарайся не упустить ничего важного». С действиями контроля дети знакомятся в процессе групповой работы по подготовке коллективных игр-драматизаций по материалу прочитанных произведений, когда им необ-ходимо выполнить ряд действий и соотнести их с составленным заранее коллективным планом инсценировки.
4. Коррекция: «Найди и исправь ошибки, прочитай правильно» (задания на редактирование; «Проверь, всё ли важное отражено в плане. Для этого ещё раз перечитай текст, сопоставляя с пунктами плана».
5. Оценка (выделение того, что уже усвоено, а что ещё нет): «Какие слова из этого текста непонятны тебе? Догадайся об их значении по общему смыслу читаемого»; «Перечитай текст и отметь то, что тебе непонятно».
Система работы:
Перечисленные выше задания и вопросы могут быть использованы при работе с различными типами моделей.

Алгоритм действия при работе с художественным произведением

1. Прочти сказку и нарисуй к каждой части соответствующую модель.
2. Расположи модели по порядку.
3. Какие части сказки совпадают.
4. Определи, какую структурную часть сказки прочитал товарищ.
5. Прочитай сказку, определи, какая часть отсутствует, сочини её сам.
6. Нарисуй иллюстрацию к данной части сказки.
7. Соотнеси иллюстрации с моделями.
8. Соотнеси план пересказа с моделями.
9. Перескажи предложенную часть.
10. Найди модель части сказки, в которой, например, есть описание зим-него леса.
11. Определи, из какой части сказки взяты строки,
12. Соответствует ли отрывок сказки данной модели.
13. Разложи модели по тексту произведения.
14. Найди ошибку в наложении моделей на текст (если есть).
Категория: Мои статьи | Добавил: Olga60-Star (10.10.2014) | Автор: Тутукова Ольга Семёновна E
Просмотров: 843 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт


...

Поиск

Моя эл.почта: valeriya69@mail.ru
В соответствии с Законом об авторском праве перепечатка, копирование, использование авторских материалов сайта целиком или по частям только с письменного разрешения автора или с обязательным указанием Ф.И.О. автора и размещением активной ссылки на сайт! Материал, выставленный на сайте, взят из открытых источников и используется исключительно в некоммерческих целях.
Сделать бесплатный сайт с uCoz